Рожнова Людмила Анатольевна

-September 2013+
SMTWTFS
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
  • RSS
  • Add To My MSN
  • Add To Windows Live
  • Add To My Yahoo
  • Add To Google

Statistics

  • Entries (9)
  • Comments (0)
Posted by cherdlib Wednesday, September 18, 2013 5:09:00 PM

Домовые иконы и историческая память

Из поколения в поколение на Руси передавали иконы, они-то и были главным семейным кладом

Семейная икона Годуновых. Прокопий Чирин, ок. 1600 г., дерево, темпера, позолота

 

Вступление

Возраст дома в г. Чердынь на улице Богословской, 6, который мне достался по наследству, насчитывает более 100 лет. Первоначально построен он был в селе Салтаново для молодой семьи моих бабушки дедушки по отцовской линии Александры Петровны и Ивана Егоровича Кирсяевых. Стоял дом у пруда, у места, которое в селе называли Мочище. Деревенские замачивали там лен и лыко. У дедушки и бабушки было трое детей: две дочери  и сын.

В 1949 году Александра Петровна и Иван Егорович Кирсяевы решают переехать из деревни Салтаново в Чердынь. Две их дочери Серафима и Зинаида, сын Анатолий (мой отец) всю войну проработали в городе. Отец мой (1927 года рождения) был на брони и строил баржи в Судоверфи. Баржи также были стратегическим оружием. Они были необходимы для передислокации войск по рекам, при переброске орудий и танков. После войны дети возвращаться в деревню не захотели, надо было учиться.  Вот родители разобрала свою избу и перевезли в Чердынь. Вместе с избой раскатали скотный двор и баню. Кстати, и двор, и баня стоят также до сих пор. Бревна, из которых они сделаны, аж звенят от крепости и до сих пор пахнут свежей смолой. Умели строить предки! В 60-е годы появился второй этаж дома. И все  годы существования дома в его центральном, «красном», углу находятся три старинные «салтановские» иконы. Как мы недавно выяснили, они-то и являются главным семейным кладом, переданным нам, потомкам, нашими предками. Кладом не только духовным, но и историческим.

Из моих детских воспоминаний

Воскресное утро. Только-только начинает светать. Бабушка затапливает русскую печь, чтобы успеть на службу в Иоанно-Богословский храм.  Надевает свою самую нарядную кофту и платок и уходит. Возвращается к обеду, приносит нам, внучкам, просфирки, велит перекреститься и съесть.

- Бабуль, они невкусные же. Можно я в сахар обмакну?

- Нельзя так. Кушай, девочка, да перекрестись.

Бабушка ходила в церковь до последних своих дней и всегда нам рассказывала, как все дела в их семье начинались с молитвы, как ходили в храм всей семьей, какой храм был в Салтаново и какие святые почитались там.

Бабушка Александра Петровна.

ИСТОРИЯ СЕЛА САЛТАНОВО

Вогулы из Шайтаново

В старину село называлось вовсе не Салтаново, а Шайтаново. Кривощеков в своем словаре пишет: «При переписи Перми Великой в 1579 году селение называлось Шайтаново и значится деревней, а по переписи 1623-4 г.г. оно уже является крупным населенным пунктом по тому времени, в нем числилось 35 пашенных дворов,5 бобыльских и 7 пустых, но христианского храма не было».

Шайтан – слово бранное, равносильно понятию «черт». Предположительно деревня так была названа потому, что жили в ней вогулы-манси. Здесь же в окрестностях деревни исследователями были обнаружены священные жертвенные места вогулов. Кривощеков указывает и еще на одно подтверждение наличия инородцев среди населения села: «По исповедальным росписям Салтановской церкви от 1780 года видны фамилии жителей, указывающие на присутствие здесь инородцев: Айзяновы, Байдаровы, Варзухины, Кирсаевы, Симаковы, Шихагиевы. Позже фамилия Айзяновы превратилась в Адзяновы. Адзяновой в девичестве была моя бабушка. А Кирсаевы со временем стали Кирсяевыми.

Точная дата возникновения церкви в селе неизвестно, но, как указывает Кривощеков, в 1741-ом году храм здесь уже существовал, а село уже называлось не Шайтаново, а Салтаново.. Каменная же церковь была построена в 1838 году.

Так спустя столетия потомки вогулов стали жить в христианской вере.

 

Помоги, Параскевушка!

Сельский храм святой великомученицы Параскевы Пятницы в Салтаново в особо почитаемые верующими праздники с трудом вмещал прихожан.

Самый же главный праздник на селе был 28 октября – день чествования святой Параскевы Пятницы. …

Ранним утром  тишину будил перезвон колоколов, тонко и мелодично отзывался далеко у леса эхом. Салтаново просыпалось рано и к службе всегда и печи были истоплены, и скот поправлен, и хлеб испечен. А в этот день готовили еще и особые блюда – престольный праздник. Шли в церковь семьями, надев свои лучшие наряды, которые порой доставали из сундуков только раз в год – в день Параскевы Пятницы. С особым благоговением прикладывались в иконе покровительницы – самой почитаемой на селе. Слушали проповедь священника, рассказывавшего о духовном подвиге святой. Женщины вытирали невольно выступавшие на глазах слезы, жалея свою Параскевушку, так ласково они ее называли. А она строго глядела на них с иконы. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове.

Истово молились, прося у святой благополучия и счастье своей семье, хорошего урожая и приплода скота. Ведь по церковному верованию святая Параскева – покровительница семьи, полей и скота.  А еще святая мученица  считалась целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Потому и родник, питавший все село водой, назывался Параскеевским, и салтановцами особо почитался.

А после службы начинался праздник. В этот день в селе всегда были торжки.

По- крестьянски хлебосольно накрывались столы, ходили в гости из дома в дом. А песни да частушки под  наигрыши гармошки слышны были у околицы деревни до утра…

Салтановские священники

Вера на Руси всегда была сильной, но во многом благочестие и набожность зависели и от авторитета священника. В Салтаново такой священник был - Тетюев Павел Стефанович. В  Салтановской церкви состоялось венчание отца Павла с Иваницкой Любовью Федоровной, дочерью половодовского псаломщика. А 10 марта 1879-го года в их семье родится первенец, который наречен был Александром. Наследник и продолжатель дела рода Тетюевых, пять поколений которого служили Господу – были священниками.

…Скрипнул знакомо ключ в замке, тяжело открылась церковная дверь. Батюшка, трижды осенив себя крестным знамением, зажег свечу пред иконой Святой Параскевы Пятницы, стал истово молиться, шепча: «Благодарю тебя, святая Параскева Пятница, что услышала ты наши молитвы, что дала нам сына – наследника дел моих и помыслов»… Потом поднялся, прошел в алтарь – пора готовиться к службе. А к церкви уже тянулись сначала женщины, потом и мужики. В селе все уже знали о великой радости в семье их батюшки. Шли, чтобы помолиться за новорожденного, за здравие матери и отца, чтобы разделить с отцом Павлом его счастье…

Александр Тетюев вырастет, станет священником и на его жизнь в служении Господу придутся годы насаждения безбожия, террора, разрушения церквей. Однако он не откажется от продолжения дела своего отца – салтановского священника.  Отец Александр был священником в Кушмангорте, Лекмартово, потом в Воскресенском соборе и Успенской церкви. В 1937 году отец Александр Тетюев был арестован и расстрелян.  После смерти Сталина он был реабилитирован, его родным удалось узнать и место его гибели. Недалеко от Свердловска есть ров, который стал могилой для 20 тысяч репрессированных. Предположительно здесь и был расстрелян священник Александр Тетюев. В августе 2000-го года на юбилейном архиерейском соборе в Москве Александр Тетюев был причислен к лику святых.

СЕМЕЙНЫЙ КЛАД

Венчается раб Божий Иван рабе Божией Александре

Семьи Кирсяевых и Адзяновых в Салтаново считались зажиточными. Хотя особыми богатствами не владели. Какие богатства могли быть у крестьян, кроме множества рабочих рук, дворов, полных скотины, да засеянных полей. Работали от темна до темна. Бабушка моя Александра Петровна и дед Иван Егорович жили на одной улице. Там на деревенских завалинках на вечерках с гармошкой и зародилась их любовь. Венчались они в салтановской церкви. И благословление от родителей получили именно теми иконами, что сейчас находятся в нашем доме.

Слева Александра Петровна и Иван Егорович Кирсяевы

50-е годы. Во дворе нашего «салтановского» дома, еще одноэтажного.

 Во втором ряду – мой отец Анатолий Иванович, моя мама  Лидия Петровна, бабушка, дедушка и тетя Зинаида Ивановна.

О домовых иконах и Покчинской иконописной мастерской Федосеевых

 

История православия знает множество икон, которые различаются по размерам, по технике исполнения и символическому значению. Каждая икона уникальна, и, несмотря на строгие каноны изображения, сложно найти два образа, которые в точности повторяют друг друга. Вместе с тем, иконопись не случайна, и многие из известных сегодня икон находятся в тесной связи с каким-нибудь ритуалом, с конкретным событием, местом и человеком.  В домовых иконах каждый образ является отражением истории конкретного человека или семьи.

В подавляющем большинстве домовые иконы находятся в связи с каким-либо значимым радостным или трагическим событием. Мерные иконы пишутся на рождение ребенка, обетные - по достижению чего-либо важного или же в благодарность за помощь и избавление от беды. Нередко семейные иконы несут изображения Христа, Богородицы или ангела хранителя, который символизирует божественную защиту и покровительство дома. Широко распространены венчальные иконы Богородицы и Христа. «Венчальная пара» представляет собой подарок родителей и преподносится молодым в день венчания. Венчальные иконы пишутся в единой стилистике и символизируют единение жениха и невесты. Как правило, иконописец обращается к традиционным образам Христа Вседержителя и Казанской Божьей Матери. Пара непосредственно связана с обрядом венчания: в процессе церемонии священнослужитель благословляет невесту иконой Богоматери, а жениха - иконой Христа. Выходя из храма, молодые держат лики в руках и впоследствии помещают их рядом в домашнем иконостасе.

Вот такие лики Иисуса Христа и Богоматери и есть у нас.  А изготовлены они были в знаменитой покчинской иконописной мастерской Алипия Федосеева. Установили мы это не так давно. По обыкновению перед праздником Пасхи взялись помыть лики. А иконы наши очень старые,  кое-где в окладах треснуло стекло, лики помутнели. Решили мы полностью вскрыть иконы. Вот тогда-то и обнаружили внутри полустершуюся от времени печать – благословление на изготовление от игумена….. А далее имя неразборчиво.

Покчинская иконописная мастерская была основана в середине XIX века Василием Ивановичем Федосеевым, крестьянином по происхождению Он принимал заказы от разных городов Прикамья. Сына своего он назвал Алипием в честь известного иконописца преподобного Алипия Печерского, дал ему великолепное домашнее образование и впоследствии передал семейное дело. В мастерской Алипия Васильевича Федосеева работало 25 талантливых умельцев: резчиков, столяров, плотников, маляров, позолотчиков, иконописцев. Покчинские мастера благоукрашали храмы Чердынского, Соликамского уездов и Коми края. Много работали и по личным заказам жителей – изготовляли домовые иконы.

 Кроме венчальных, у нас есть еще один лик – Николая Чудотворца или Николая Угодника, как его чаще называют в народе. В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатью.

 

И упал колокол с гулким стоном

- В начале 30-х годов,  я хоть и был еще мальцом, но хорошо это помню, приехали в Салтаново на подводах какие-то незнакомые люди, - это уже рассказывал мой отец, Анатолий Иванович. -  По деревне сразу слух прошел: «Колокол будут сбрасывать». Бабы, мужики, старики – к церкви. А там уже вовсю орудуют приехавшие и некоторые из местных коммунистов. Старики возражать начали, на них цыкнули, так они нас, мальцов, подучили: ревите, мол, за штаны, тяните, царапайтесь, авось, детей не тронут, и колокол оставят в покое. Какое там! Разбросали нас, как щенков, полезли на колокольню да ухнули большой колокол об землю. Раскололся он. А гул еще долго стоял.

Так растоптана была многовековая вера, а с ней и сама деревня постепенно пришла в упадок. На ее месте сейчас только останки когда-то величественного и красивого храма. Несколько лет назад рухнул и его купол.

На исторической малой родине. Купол еще стоял…

Они хранят семейное тепло и историческую память

Мой отец и его сестры, как, пожалуй, и все поколение, выросшее в советские времена, особой верой никогда не отличались. Но домовые иконы из угла нашего дома не снимались. Дед мой Иван Егорович умер, когда мне было 3 года. Бабушка пережила его на 12 лет. Нет в живых уже и моих родителей Анатолия Ивановича и Лидии Петровны. На память остались нам домовые иконы. Они – настоящий семейный клад. Дело даже не ценности икон, а в том, что вместе с ними передана нам историческая память о селе Салтаново, нашей малой исторической родине, о наших предках и их духовных ценностях, о том, что настоящий клад, предаваемый из поколения в поколение - это вера, то настоящее, что так настойчиво изживалось из умов людей, но что, вопреки всему, все-таки прорывалось отголоском многовекового воспитания.

Заявка на участие в районном конкурсе «Семейный клад»

Gravatar

Site Map | Printable View | © 2008 - 2020 Your Company Name | Powered by mojoPortal | HTML 5 | CSS | Design by mitchinson
Яндекс.Метрика